Главная
Написать нам письмо
Карта сайта
Сегодня 26 сентября, вторник, 
башинформ.рф

Как переустроить благоустройство в Уфе?


Начиная с марта 2017 года всё большее количество малых предпринимателей Уфы жалуются друг другу и в некоммерческие организации, выражающие интересы субъектов малого предпринимательства, на участившиеся случаи привлечения их к административной ответственности за якобы злостные нарушения правил благоустройства в г. Уфе. В основном сейчас пытаются наказать предпринимателей за заполненность (чаще всего без переполнения) мусорных урн и за высокие снежно-ледяные отвалы по соседству с входами в небольшие помещения, арендуемые субъектами малого бизнеса, (или находящиеся в их собственности) и расположенные чаще всего на первых этажах многоэтажных и многоквартирных жилых домов.

Обычно приходят с такими проверками представители городской организации (в форме муниципального казённого учреждения) с названием «Центр общественной безопасности ГО г.Уфа РБ» (ЦОБ). При общении с работниками ЦОБ следует иметь в виду, что они, несмотря на весьма впечатляющую служебную форму, не являются сотрудниками Министерства внутренних дел или других правоохранительных органов и не обладают имеющимися у этих органов правами и полномочиями. Обвинив предпринимателя в нарушениях и не принимая во внимание попытки обвиняемого доказать свою невиновность, составляют протокол, вручают повестку на заседание административной комиссии того или иного района г. Уфы и … выписывают очень немаленький штраф! Ибо статья 6.3 «Кодекса РБ об административных правонарушениях» устанавливает, что нарушение любых правил благоустройства территорий городов (нормируемых в весьма обширном муниципальном акте «Правила благоустройства ГО г. Уфа РБ», утвержденном Советом ГО г. Уфа, Решение №17/7 от 02.07.2009 г., именуемом в дальнейшем – «Правила благоустройства»; при поиске этого документа следует помнить, что в него вносились изменения, поэтому искать нужно документ в последней редакции, в частности, на момент написания настоящей статьи действует редакция от 29.06.2016 г.), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.; - на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.; - на юридических лиц в размере от 50 000 руб. до 100 000 руб.

Такие же нарушения правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов влекут наложение административного штрафа в несколько меньших размерах:
- на граждан в размере от 1 000 руб. до 2 000 руб.; - на должностных лиц в размере от 3 000 руб. до 8 000 руб.; - на юридических лиц в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.
А поскольку в государстве Российском спасение утопающих (в нашем случае – субъектов малого предпринимательства, или - СМП) практически всегда дело рук самих утопающих, каждому предпринимателю будет очень полезно знать, за что его могут обвинить рьяные муниципальные работники, изыскивающие любые средства (включая штрафы) для пополнения городского бюджета. Также пригодится умение грамотно отвергать неправомерные обвинения чиновников, стремящихся переложить бремя благоустройства городских территорий на и без того с трудом выживающий малый бизнес. Не помешает предпринимателям, как и обычным горожанам, разбираться и в том, кто и за что в городе Уфе должен на самом деле отвечать в сфере благоустройства наших улиц, дворов, парков, скверов.

Для начала рассмотрим, какие положения, длительное время неправомерно ущемлявшие права и законные интересы СМП, были исключены из «Правил благоустройства» Уфимским горсоветом, начиная с апреля 2015 года.

1. На основании решения Октябрьского районного суда г. Уфы РБ по делу №2-7811/2014, рассматриваемому по заявлению Прокурора г. Уфы, о признании несоответствующими действующему законодательству и недействующими отдельных положений «Правил благоустройства», были исключены из «Правил благоустройства», следующие два пункта, неправномерно налагавшие на СМП излишние обязанности, исполнять которые на самом деле были должны соответствующие муниципальные и иные службы:
- «4.3. Физические и юридические лица за счет собственных средств обеспечивают благоустройство, в том числе санитарную очистку и содержание в надлежащем порядке закрепленной за ними территории городского округа, а также прилегающей к ней территории в пределах границ, установленных в проектах комплексного благоустройства».
- «5.1. Содержание и санитарная очистка территорий.
Санитарная очистка и содержание территорий города производится юридическими и физическими лицами в пределах закрепленных и прилегающих территорий в порядке, установленном санитарными нормами и правилами, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами».

Следует отметить решающую роль Прокуратуры г.Уфы в пресечении беззакония, связанного с требованиями муниципальных служащих по указанным пунктам, на которое многократно жаловались уфимские СМП и некоммерческие организации, выражающие их интересы. Наше справедливое недовольство в этом случае было услышано и нарушения устранены.

2. Видимо, во избежание повторения претензий Прокуратуры г. Уфы и очередного заведомо проигрышного судебного рассмотрения, решением Горсовета г. Уфы от 30.12.2015 г. №55/9 были исключены из «Правил благоустройства» еще 14 пунктов, наиболее одиозными из которых предприниматели города считали:
- «6.1.1. Все виды внешнего оформления города, а также оформление фасадов зданий подлежать обязательному утверждению УКХиБ при наличии согласования Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий (далее - МВК)».
- «6.3.8. Освещение входа должно быть предусмотрено в составе проекта, согласовано с уполномоченными органами Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. При устройстве освещения входных групп должна учитываться система праздничной иллюминации и архитектурной подвески фасада».
- «6.4.9. При проведении комплексного благоустройства выделенного участка городской среды УКХиБ вправе предъявить особые требования к размещению и внешнему виду дополнительного оборудования на фасадах. Соблюдение этих требований обязательно для всех лиц, осуществляющих деятельность в границах данного участка городской среды».

Кроме упомянутых трех пунктов, в эту группу «исключенных» также входят пункты: 3.4., 6.1.7., 6.2.1., 6.2.4., 6.2.6., 6.2.7., 6.2.8., 6.2.9., 6.2.10., 6.4.23. (содержание этих пунктов можно найти в более ранних редакциях «Правил благоустройства»).
3. Думается, что по тем же мотивам был изменен (значительно сокращен – исключенные положения в нижеприведенном тексте зачеркнуты) и пункт 7.2.2.: «7.2.2. Средства наружной рекламы и информации, рекламные конструкции должны содержаться в чистоте и подсвечиваться в темное время суток.

Ответственность за их содержание несут юридические и физические лица, на которых оформлена разрешительная документация. Ответственность за организацию и производство уборочных работ на территории, прилегающей к отдельно стоящим объектам рекламы в радиусе 5 м от конструкции, возлагается на владельцев рекламной конструкции или средства наружной информации».

Таким образом, в совокупности, из «Правил благоустройства» были исключены 16 пунктов (приведенных в настоящем материале), положения которых уже не могут использоваться для выявления нарушений правил благоустройства в г.Уфе.

По сути дела, для СМП – арендаторов и собственников помещений с отдельным входом в многоквартирных и многоэтажных домах (а речь в дальнейшем пойдет именно о них), следует обращать особое внимание на надлежащее содержание:
а) своих входных групп (лестница, крыльцо, пандус, перила, двери, козырьки, освещение и т.д.), в соответствии с п.6.3 «Правил благоустройства»;
б) урн для мусора, в соответствии с пунктами 5.6.11.-5.6.14. «Правил благоустройства» (основные требования по содержанию урн из 5.6.14.: «Очистка урн по мере их заполнения производится собственниками и арендаторами домовладений и территорий своими силами или по договору с организацией, осуществляющей уборку, но не реже двух раз в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. … Покраска урн осуществляется не менее одного раза в год (апрель), а также по мере необходимости.»);
в) наружной рекламы, и вывесок.

Требования в отношении иных элементов благоустройства приведены в «Правилах благоустройства», которые можно найти, например на сайте администрации г.Уфы.

Однако вернемся к претензиям муниципальных работников в отношении плохо (т.е., не полностью до асфальта) убранного снега и льда, а также наличия снежных отвалов в неких, никак не определенных, окрестностях отдельной входной группы в помещение СМП. Такие претензии являются по большей части безосновательными и не всегда законными, по следующим основаниям.

Во-первых, в соответствии с п.5.4.1 «Правила благоустройства»:
«Ответственность за санитарную очистку и содержание элементов благоустройства дворовых территорий несут собственники многоэтажного … жилого здания или организации, с которыми заключен договор на уборку закрепленной территории». У собственников большинства многоэтажных жилых зданий (далее - МЖЗ) договоры с такими организациями – управляющими компаниями заключены. И кроме того, в любом случае, СМП – собственник (или арендатор) помещений в МЖЗ несет обязанности и ответственность в отношении содержания всего комплекса МЖЗ исключительно в части, пропорциональной доле принадлежащей ему площади в общей площади помещений, принадлежащих всем собственникам этого МЖЗ. Т.е., например, при общей площади всех помещений в МЖЗ равной 3000 м2 и площади офиса (магазина) принадлежащего СМП в размере 100 м2, этот СМП несет 1/30 часть бремени по содержанию МЖЗ, включая уборку, содержание и благоустройство придомовой территории. А это, зачастую, в разы, или даже десятки раз, меньше площади земельного участка, прилегающего к его входной группе, который муниципалы безосновательно заставляют его обслуживать.

Во-вторых, следует иметь в виду, что любому СМП жизненно необходимо, чтобы потребители его услуг (работ) или покупатели его товаров беспрепятственно и с хорошим настроением добирались до его дверей и платили за его товары, услуги, работы. Поэтому подавляющее большинство СМП по собственной инициативе достаточно тщательно расчищают и благоустраивают подходы к своим помещениям (или самостоятельно, или нанимая за свой счет работников тех же управляющих компаний, других лиц), тем самым выполняя часть работы нерадивых управляющих компаний и муниципальных служб. И каждый из таких, убираемых по инициативе СМП, участков городской территории может измеряться десятками и сотнями квадратных метров.

В-третьих, основная часть снежных отвалов и сколотого льда, скапливающихся в непосредственной близости от входных групп помещений СМП, формируется управляющими компаниями и соответствующими муниципальными службами, которые осуществляют очистку дворовых и прилегающих территорий, крыш зданий – от снега и льда, не вывозя их, а складируя на газонах, обочинах и в других местах. Налицо очередная попытка муниципалов перевалить на СМП ответственность за чужую недобросовестную работу, да еще и обложить их неподъемными для малого бизнеса штрафами.

В-четвертых, как правило, территории, прилегающие к входной группе в помещения СМП (где и располагаются мусорные урны) относятся к категории территорий общего назначения, свободным для посещения неопределенным кругом лиц круглосуточно. И ущерб урнам (деформирование, загрязнение, сдирание краски, похищение урн, заполнение урн негабаритным мусором и т.д.) наносят своими противоправными действиями вандального характера именно такие лица. Т.е., в г.Уфе имеет место недостаточно безопасная городская среда для добросовестных граждан, предпринимателей и их имущества. А ответственность за обеспечение в г.Уфе безопасной, благоприятной для проживания и развития бизнеса среды лежит, в первую очередь, на органах муниципальной власти, включая тот же пресловутый Центр обеспечения безопасности. Эти структуры своим бездействием или ненадлежаще исполняемыми действиями не предотвращают в достаточной мере хулиганство и вандализм, которые наносят ущерб имуществу предпринимателей (порча, деформирование входных групп, перил, урн, вывесок, фасадов и т.д.) и необоснованно переваливают ответственность за творящиеся на улицах и во дворах безобразия с себя – на добросовестных предпринимателей, несправедливо облагая их штрафами, хотя в большинстве случаев можно обойтись предупреждением (замечанием) или предписанием.

Каким же образом несправедливо обвиненный в нарушении «Правил благоустройства» СМП может защититься от наветов и отстоять свою правоту?

Сначала предпринимателю имеет смысл, потеряв несколько часов своего дорогого времени, попытаться доказать правоту, явившись по повестке на заседание административной комиссии соответствующего района г.Уфы. При этом полезно внимательно ознакомиться с «Правилами благоустройства», иметь при себе фото- и видеоматериалы, возможно, акт, составленный в подтверждение имевших место нарушений со стороны проверяющих (если они действительно были) и прийти на комиссию со своим юристом, который поможет в ходе общения с чиновниками.

Если не удалось защитить свои права на административной комиссии, следует направить обоснованную жалобу на нарушение прав и законных интересов в Прокуратуру г.Уфы. И, наконец, в соответствии с нормами «Кодекса об административных правонарушениях РФ», обратиться в суд, за защитой нарушенных прав и законных интересов - по месту нахождения органа, который вынес решение о наказании предпринимателя.

К судебному процессу также желательно привлечь юриста, помня о том, что в случае вынесения судом решения в пользу СМП, можно будет возместить затраты (все или частично) на оказание юридических услуг по соответствующему договору.

Теперь вновь обратимся к «Порядку благоустройства», столь часто и скрупулезно используемому городскими властями для сурового наказания СМП, который, кстати, является «палкой о двух концах», налагая обязанности и ответственность не только на предпринимателей, но и на муниципальные органы и организации. Причем перечень таких обязанностей достаточно обширен, а вот выполняются они муниципальными служащими далеко не всегда надлежащим образом, установленным тем же «Порядком благоустройства». Так вот, невыполнение или ненадлежащее выполнение муниципальными работниками, также, как и иными лицами, своих обязанностей в сфере благоустройства затрудняет не только жизнь и быт горожан, но и предпринимательскую деятельность в нашей столице (транспортные проблемы, повышенные расходы горючего, износ деталей и шин автомобилей, травматизм работников, повышенные временные затраты при перемещениях по городу, ущерб от поломок транспорта и автомобильных аварий, дополнительные затраты на уборку и очистку прилегающих к объектам предпринимательства территорий, которые должны обеспечиваться не за счет СМП и т.д. и т.п.). Исходя из этого, предпринимателям просто необходимо знать, с кого, за что и как они должны спросить для устранения и компенсации причиненных затруднений и ущерба.

Остановимся на некоторых из положений в составе «Правил благоустройства», вызывающих наибольший резонанс среди горожан и предпринимателей, в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением этих положений муниципальными службами, управляющими компаниями, иными организациями соответствующего профиля.

Во-первых, основополагающие нормы:
1. «Администрация городского округа город Уфа РБ за счет средств бюджета города обеспечивает:
- благоустройство и содержание (санитарную очистку и ремонт) территорий общего пользования: проездной части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание и санитарную очистку которых обязаны осуществлять юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами;
- проведение иных мероприятий по благоустройству территории города в соответствии с законодательством и настоящими Правилами» (п. 4.2. «Правил благоустройства»).
Предпринимателям следует иметь в виду, что обязанности по обеспечению любого вида благоустройства и содержания каких бы то ни было территорий могут быть на них возложены, только если такие территории на законном основании и надлежащим образом были закреплены за ними, что должно быть документально оформлено и зарегистрировано. В частности, к таким закрепленным территориям могут относиться:
2.«Представленный земельный участок – часть территории города, переданная в установленном порядке юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных гражданским законодательством РФ, и закрепленная на местности в границах, определенных кадастровыми планами земельных участков». (п.2.25 «Правил благоустройства»).
3.«Прилегающая территория, предназначенная для эксплуатации объекта, непосредственно примыкающая к границе представленного земельного участка, подлежащая содержанию, уборке и выполнению на нем работ по благоустройству в установленном порядке. Определение границы прилегающих территорий и ее оформления, если иное не установлено договорами аренды земельного участка безвозмездного срочного пользования земельным участком, определяется утвержденным в установленном порядке проектом комплексного благоустройства». (п.2.26 «Правил благоустройства»).
Во-вторых, приведем краткий перечень, уже упоминавшихся выше актуальных положений из «Правил благоустройства» нарушение которых воспринимается горожанами и СМП наиболее болезненно и дает им право требовать наказания для лиц, виновных в этих нарушениях – на основании уже упоминавшегося «Кодекса РБ об административных правонарушениях».
Содержание и санитарная очистка территорий:

- Уборка двора в зимний период (с 1 ноября по 31 марта) должна обеспечивать нормальное движение пешеходов и транспортных средств независимо от погодных условий (!) (п. 5. 3.3.1. «Правил благоустройства»).
- Во время снегопадов уборка остановочных площадок городского наземного транспорта, расположенных на тротуарах, должна производиться два раза в сутки. Снег с остановок и остановочных платформ городского наземного транспорта, перекрестков, пешеходных переходов должен вывозиться в течение суток (п. 5.3.3.4 «Правил благоустройства»).
- При уборке проезжей части городских дорог механизированным способом (комплексами уборочной техники) и при образовании снежных валов валы необходимо раздвигать в местах пешеходных переходов, перед парковками (парковочными карманами), остановками и остановочными платформами городского наземного транспорта, проездами (п.5.3.3.5. «Правил благоустройства»).
- Во время снегопада снег с проезжей части дорог должен вывозиться на снегоотвал не позднее 6 часов с момента его окончания (п.5.3.3.8. «Правил благоустройства»).
- Для уборки дорог в экстремальных условиях уполномоченным органом должен быть подготовлен аварийный план работ, предусматривающий комплекс мероприятий по уборке дорог (п. 5. 3.3.9. «Правил благоустройства»).
- Тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены от снега и наледи. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка противогололедными материалами (п. 5. 4.5. «Правил благоустройства»).

Содержание и эксплуатация дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений: - Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью, разрешенной Правилами дорожного движения (п.14.1.2. «Правил благоустройства»).
- Устранение недостатков, указанных в пп. 14.1.2. – 14.1.4. настоящих Правил, следует осуществлять в течение суток с момента их обнаружения. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна должна быть проведена в течение 3 часов (п. 14.1.5. «Правил благоустройства»).
- Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3 см. (п. 14.4.3. «Правил благоустройства»).
- Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения. При строительстве, реконструкции и ремонте внутриквартальных дорог и тротуаров необходимо выполнять их пересечение в виде пандусов для свободного передвижения инвалидных и детских колясок (п.14.4.4. «Правил благоустройства»).

И, в заключение, несколько предложений по внесению изменений и дополнений в «Правила благоустройства» и в «Кодекс РБ об административных правонарушениях», в целях совершенствования процессов благоустройства в г. Уфе на справедливых, не ущемляющих прав и законных интересов горожан, в т.ч. предпринимателей, условиях.

Первое. Для исключения споров между муниципальными властями и предпринимателями по поводу границ городских территорий, которые должны благоустраиваться и содержаться СМП – собственниками или арендаторами нежилых помещений, необходимо, чтобы в п. 2.2. «Правил благоустройства» конкретно и однозначно без отсылочных норм, определялся закрытый перечень документов (в обязательном порядке подписанных, как полномочным представителем администрации г.Уфы, так и СМСП – собственником или арендатором), устанавливающих на законных основаниях границы прилегающей территории, подлежащей содержанию, уборке и благоустройству, за счет собственников (пользователей) соответствующих земельных участков.
Содержащаяся в действующей редакции «Порядка благоустройства» норма об определении границы прилегающих территорий «утвержденным в установленном порядке проектом комплексного благоустройства», является по сути отсылочной, а положения проекта комплексного благоустройства, непосредственно касающиеся прав и законных интересов конкретных предпринимателей, с каждым из них не согласовывались.

Второе. Необходимо в подпункт 14.1.2. «Правил благоустройства» (устанавливающий, что «покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств со скоростью, разрешенной Правилами дорожного движения.»), внести дополнения, которые однозначно определят для города Уфы максимально допустимые размеры и другие характеристики «просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение», с тем, чтобы любой горожанин (предприниматель) имел возможность с помощью рулетки или линейки максимально быстро (не заморачиваясь поиском соответствующих ГОСТов, инструкций и методик) выявлять нарушения «Правил благоустройства», относящиеся к содержанию и эксплуатации дорог. Выявленные нарушения фиксируются фото- и видеоматериалами и направляются в соответствующие органы (администрация муниципального образования, прокуратура и т.д.), с целью скорейшего устранения нарушений и наказания виновных лиц.

Третье. Установленные в действующей сегодня редакции «Кодекса РБ об административных правонарушениях» (далее – КОАП РБ) размеры штрафов за административные правонарушения в благоустройстве (Статья 6.3. и 6.4. КОАП РБ) по мнению предпринимательского сообщества являются несоразмерными допущенным правонарушениям. Так, за забрызганную или поцарапанную урну на должностное лицо может быть наложен штраф до 15 000 руб., а на юридическое лицо – до 100 000 руб. После обложения таким штрафом большинство малых предпринимателей – юридических лиц можно выносить «вперед ногами».

Предлагается внести в статьи 6.3. и 6.4. КОАП РБ следующие изменения: а) снизить для субъектов малого предпринимательства размеры всех ранее установленных статьями 6.3. и 6.4. штрафов в 2 раза;
б) предусмотреть обязательный порядок, предусматривающий при первичном выявлении нарушения в сфере благоустройства со стороны субъекта малого предпринимательства (СМП), назначение такому СМП административного наказания в виде предупреждения, и только в случае неустранения выявленного нарушения в предписанный разумный срок, назначать административное наказание в виде штрафа (в уже сниженном в соответствии с подпунктом «а» размере);
в) дифференцировать по размерам налагаемых административных штрафов (в уже сниженных в соответствии с подпунктом «а» размерах) каждое из правонарушений, связанное с невыполнением (ненадлежащим выполнением) отдельных положений «Правил благоустройства», в зависимости от степени общественной опасности таких нарушений.

Четвертое. Подготовленные в установленном порядке проекты документов, по внесению предлагаемых изменений в «Правила благоустройства» и в КОАП РБ обязательно должны пройти широкое обсуждение в предпринимательском сообществе г.Уфы и республики для их возможного расширения и корректировки, с учетом фактических данных, получаемых от субъектов малого и среднего предпринимательства районов и городов Республики Башкортостан.

Владимир Вишневский, председатель Башкирской республиканской ассоциации юридических компаний, председатель Общественного совета при Госкомитете РБ по предпринимательству и туризму, заслуженный юрист РБ.
0 комментариев
Поздравляем с Днем рождения!
Поздравляем с Днем рождения в августе членов Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан!

10 сентября 

Быкова Светлана Николаевна 

15 сентября 

Вишневский Владимир Андреевич 

21 сентября 

Фазлыев Азат Мадрисович

24 сентября 

Камнев Андрей Михайлович 

24 сентября 

Демин Дмитрий Михайлович 

25 сентября 

Исхаков Зиннур Закирович 

 

Полный текст


Архив новостей