Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан

3 декабря 2019 г.

Как обустроить в России благоприятный предпринимательский климат?

Как обустроить в России благоприятный предпринимательский климат?

Что нужно добросовестному, честному и трудолюбивому предпринимателю от государства и муниципальной власти для того, чтобы создать и развивать на протяжении десятков лет свой бизнес, вовлечь в него своих детей и передать им семейное дело по наследству? (Мнение Владимира Вишневского, ветерана бизнеса, осуществляющего предпринимательскую деятельность с 1988 года, председателя Башкирской республиканской ассоциации юридических компаний, заслуженного юриста РБ).

Нам, предпринимателям, необходимы изложенные в немногочисленных законах прямого действия (без отсылочных норм) простые, понятные и неизменяемые на протяжении не менее чем 15 лет правила осуществления предпринимательской деятельности (с учетом отраслевых особенностей), которые гарантируют предпринимателю и его наследникам:

    1. Совокупный размер всех налоговых отчислений и обязательных платежей субъекта предпринимательской деятельности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды ни при каких обстоятельствах не должен превышать 20% от разницы между валовой выручкой после реализации продукции (товаров, работ, услуг) и затратами, связанными с производством и реализацией этой продукции, – требуется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
    2. Запрет для органов власти любых уровней налагать на предпринимателя несвойственные ему обязанности, не связанные с осуществлением им своей предпринимательской деятельности. В частности необходимо избавить предпринимателей от обязанностей: б) информатора, следователя и агента Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ), обязанного добывать и передавать ФСФМ конфиденциальную информацию о своих клиентах и деловых партнерах, неся ответственность за достоверность таких данных – требуется внести соответствующие изменения в ФЗ №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», т.к. это относится к обязанностям государственных спецслужб;г) лица, обеспечивающего проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) – требуется внести соответствующие изменения в ФЗ№426 «О специальной оценке условий труда», т.к. проведение СОУТ является дорогостоящим, избыточным и ненужным обременением частного бизнеса, дублирующим требования ТК РФ;е) любых иных избыточных обязанностей аналогичного типа, налагаемых на СМСП.
    3. д) лица, обеспечивающего ведение воинского учета работников: каждый военнообязанный гражданин обязан самостоятельно нести обязанности по предоставлению в военкоматы сведений личного характера и иные обязанности, связанные с обороной государства – требуется внести соответствующие изменения в ФЗ №61 «Об обороне»;
    4. в) лица, обеспечивающего мероприятия по гражданской обороне (в т.ч. финансирующего эти мероприятия) – требуется внести соответствующие изменения в ФЗ №28 «О гражданской обороне», т.к. это прямая обязанность государства;
    5. а) налогового агента: каждый совершеннолетний гражданин России должен самостоятельно исчислять и уплачивать за себя НДФЛ и любые иные платежи во внебюджетные фонды – требуется внести соответствующие изменения в НК РФ;
  1. Максимальный размер ежегодного налога на недвижимое имущество, включая земельные участки для физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и организаций, собственниками которых являются физические лица или субъекты малого и среднего бизнеса, не должен превышать 0,5% от реальной рыночной стоимости таких объектов, определяемой для целей налогообложения не чаще чем один раз в 10 лет (поскольку все объекты недвижимости СМСП приобретает в собственность за счет собственной чистой прибыли, уже после уплаты всех необходимых и очень немаленьких налогов, а впоследствии исключительно за свой счет, без привлечения бюджетных средств обеспечивает благоустройство, ремонты и иное обслуживание таких объектов) - требуется внести соответствующие изменения в НК РФ.
  2. Создание в РФ механизма обязательного выкупа государством находящихся в собственности у СМСП объектов недвижимого имущества – после проведения каждой очередной (или внеочередной) государственной кадастровой оценки. Выкуп должен производиться государством на основании письменного требования СМСП, по стоимости этих объектов недвижимости, установленной для них проведенной государственной кадастровой оценкой. Такой механизм позволит обеспечить заинтересованность государства и государственных оценщиков в максимально достоверной оценке кадастровой стоимости, которая будет соответствовать реальным условиям рынка недвижимости в данном субъекте РФ - требуется внести соответствующую законодательную инициативу в ГД РФ.
  3. Отмену или максимальное сокращение (для всех без исключения налоговых режимов) неоправданно сложных, избыточных видов и форм учета и отчетности, навязанных субъектам малого предпринимательства государством (необходимо оставить для СМСП не более пяти легко и быстро определяемых показателей учета и отчетности в составе одного единственного отчета, направляемого в электронной форме один раз в год в одну инстанцию) – требуется внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и законы о бухгалтерском учете и статистической отчетности.
  4. Запрет для органов местного самоуправления (муниципальной власти) возлагать собственные муниципальные обязанности на предпринимателей в части благоустройства территорий населенных пунктов, а также неправомерные и избыточные требования по установке рекламных носителей и вывесок, поддержанию в населенном пункте чистоты (включая требования по наличию и дизайну мусорных урн) – требуется внести изменения в Правила благоустройства соответствующих населенных пунктов и в Кодекс об административных правонарушениях РФ и субъектов в составе РФ.
  5. Закрепление в федеральном законодательстве базового принципа взаимоотношений органов власти всех уровней и субъектов предпринимательства «В экономике разрешено все, что прямо не запрещено законом!».
  6. Включение в соответствующие федеральные нормативные правовые акты положения, устанавливающего обязательное наличие в составе документов необходимых для рассмотрения проектов федеральных и региональных нормативных правовых актов (НПА) – дополнительных форм (в финансово - экономическом обосновании предлагаемых таким НПА решений), содержащих развернутую, достоверную оценку расходов субъектов предпринимательства (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей), связанных с исполнением предлагаемых в НПА решений. Это позволит не допустить или минимизировать увеличение налоговых и неналоговых нагрузок на СМСП.
  7. Закрепление в федеральном налоговом законодательстве базового положения об увеличении до двух лет интервала времени, по истечении которого акты законодательства о налогах вступают в силу.
  8. Закрепление в федеральном законодательстве мер практической поддержки развития субъектов семейного малого предпринимательства, которые позволят:
    1. Законодательно определить: а) семью, осуществляющую предпринимательскую деятельность, - как субъект малого предпринимательства, использующий режим уплаты налога на профессиональный доход; б) степени родства лиц, которые могут участвовать в семейном предпринимательстве; в) минимальное (от 2х человек) и максимальное (до 15 человек включительно) количество родственников в составе предпринимательской семьи.
    2. Установить простой и понятный порядок внесения в госреестр СМСП сведений об отнесении конкретных семей к категории субъектов семейного малого предпринимательства.
    3. Законодательно предоставить субъектам семейного малого предпринимательства следующие льготы и преференции:

10.3.1. Установить возможность регистрировать в качестве субъекта семейного малого предпринимательства одного из членов семьи, как главу этого субъекта, предоставляя ему официальный статус самозанятого (при этом участие в семейном бизнесе не только его главы, но и максимально разрешенного количества членов семьи не должно являться основанием для невозможности использовать режим уплаты налога на профессиональный доход) или индивидуального предпринимателя – по его выбору;

10.3.2. Выплачивать субъектам семейного малого предпринимательства безвозвратные субсидии и предоставлять на максимально льготных условиях кредиты для:

    • обучения и повышения квалификации (в т.ч. в форме стажировок в РФ и за рубежом), членов семьи в областях, непосредственно связанных с видами деятельности семейного малого бизнеса;
    • приобретения оборудования, инструментов, сырья, материалов и комплектующих деталей;
    • аренды или выкупа помещений и земельных участков, необходимых для ведения семейного малого бизнеса.
      1. Предоставлять субъектам семейного малого бизнеса на весь срок их деятельности в отношении недвижимого имущества, используемого при ведении семейного малого бизнеса, понижающие коэффициенты (от 0,3 до 0,5) при:
      1. Предоставлять для всех субъектов семейного малого бизнеса, независимо от вида осуществляемой деятельности, с момента создания семейного бизнеса:
    1. Создавать в субъектах РФ, в качестве нового, специализированного, вида субъектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства - Центры поддержки семейного предпринимательства, деятельность которых должна быть направлена на комплексное, эффективное развитие субъектов семейного малого предпринимательства от момента их создания – до выхода на устойчивую, прибыльную деятельность.
    2. Законодательно установить, что судебные споры в сфере уголовного права, стороной в которых выступают глава или члены семьи субъекта семейного малого предпринимательства, в связи с осуществлением семейного предпринимательства, рассматриваются в суде присяжных.
    3. Разработать и внедрить целевую федеральную программу, поощряющую и мотивирующую совместную, взаимовыгодную деятельность (на принципах симбиоза) двух и более субъектов семейного малого бизнеса, в т.ч. из различных отраслей, регионов РФ, а также государств, в первую очередь стран-участниц ШОС и БРИКС.