Главная
Написать нам письмо
Карта сайта
Сегодня 27 апреля, суббота, 

Доклады


Тезисы выступления первого заместителя министра экономического развития Республики Башкортостан Е.В.Маврина на отчетно-выборном собрании АОП РБ


Уважаемый Алексей Александрович!

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами собрались в таком составе, когда можно оставить парадные речи и поговорить о развитии предпринимательства по-деловому и начистоту.

Стратегия — это путь. Любой путь начинается с первого шага. Первый шаг был сделан в нашем сознании, когда мы поняли, что государство и бизнес — единомышленники. Но единство целей и устремлений не делает нас единообразными в способах движения вперед и в выборе направлений. Поэтому сегодня, в этой аудитории, мне бы хотелось конкретизировать некоторые моменты Стратегии развития предпринимательства, которые уже неоднократно были озвучены в моих выступлениях.

1. Любая стратегия подразумевает разработку и утверждение каких-либо индикаторов и целевых показателей, которые бы характеризовали уровень и динамику развития предпринимательства.

К сожалению, в этом вопросе мы не находим понимания и поддержки ни со стороны других органов власти, ни со стороны научного и бизнес-сообществ.

В чем принципиальная позиция Министерства?

Для движения вперед нужна отправная точка. Мы должны четко понимать, где и в каком состоянии находится наш малый и средний бизнес. Мы должны знать, что те цифры, которые произносятся с трибун, действительно характеризуют сегодняшнее состояние предпринимательства. Вопрос не в достоверности статистических данных, хотя не скрою, нас не устраивает качество, периодичность и уровень досчета имеющихся показателей. Вопрос в соответствии этих показателей нашим целям. Вы все слышали поручение Президента о необходимости достичь к 2020 году доли малого и среднего бизнеса в ВРП 50-60%, доли занятых в 2/3 от общей численности, доли налоговых поступлений — 20-30%.

Хочется спросить вас — это много или мало? Достижимо или нет? Есть у нас резервы для такого роста и есть ли вообще необходимость в экстенсивном наращивании доли малого и среднего бизнеса в экономике?

Министерство пытается найти экономическое и финансовое обоснование этим цифрам. Мы уже неоднократно заявляли, что поставленные цели, на наш взгляд, или не имеют достаточных возможностей для достижения заявленного уровня, или в ближайшей перспективе являются противоречивыми, или не имеют самостоятельного экономического смысла.

Например, надо понимать, что низкорентабельный малый и средний бизнес, работающий в отраслях с невысокой добавленной стоимостью, не может в ближайшей перспективе стать основой для роста ВРП в республике.

Также вызывает сомнение попытка одновременно, одно рукой предоставить всевозможные налоговые льготы, а другой рукой добиться наполняемости бюджетов всех уровней.

Или решение довести долю занятых в предпринимательстве до 60-70% при явном отсутствии естественных человеческих резервов, образованных кадров и сохраняющейся структуре производства.

Таких примеров множество. Мы ждем от вас квалифицированных предложений по индикаторам развития. Нет смысла заниматься разработкой недостижимых планов, давайте выберем два-три реальных и понятных показателя и будем работать над их достижением.

2. Развитие территорий через развитие предпринимательства.

Это второй принципиальный вопрос, на котором Министерство будет настаивать при рассмотрении мер государственной поддержки малому и среднему бизнесу.

Где мы видим центр приложения усилий — непосредственно на территории. Существующая система, мы ее образно называем «ходоки к Ленину», порочна и неэффективна. Помогать надо, но не дошедшему до вашего кабинета. Помогать надо территориям, чтобы они выстроили такую систему, когда предпринимателям не надо ехать в столицу искать правду и деньги.

С этого года помощь территориям имеет несколько особенностей. Она:

  • конкурентная;
  • обезличенная;
  • возмездная;
  • проектная.

Что это обозначает?

Поддержки надо добиться в соперничестве с равными территориями.

Проводником государственной политики в области предпринимательства не обязательно будет власть, это будут квалифицированный специалист или профессиональная команда, доказавшие в условиях конкурсного отбора свой профессионализм, наличие четкого плана действий и понимания поставленных задач.

Любая работа оплачивается. Территория за свою работу по развитию предпринимательства будет получать средства. Аутсорсинг государственных услуг тоже, безусловно, будет возмездный. Но это будет равноправное партнерство с государством, где бюджетные средства будут уравновешиваться софинансированием со стороны местных властей, бизнеса или общественных организаций.

Проектность в данном случае обозначает, что государственная поддержка пойдет на территории, на которой разрабатываются проекты. Не те разнообразные «хотелки» предпринимателей, которые мы сейчас видим в огромном множестве, а проекты комплексного развития территорий. Проекты предпринимателей, с помощью или без помощи государства, должны быть доведены до нормального, продажного состояния. Обязательно привязаны к развитию местного рынка труда, общественной инфраструктуры, кооперационных связей между предприятиями и территориями. И после этого составить полноценный инвестиционный проект всей территории, понятный и привлекательный как для частных, так и для государственных, инвестиций.

3. Развитие инфраструктуры.

Позиция Министерства по данному пункту понятна и прозрачна. Прямая раздача субсидий изжила себя как неэффективный и имиджевый вид поддержки.

Мы будем настаивать, что основной задачей государства должно являться создание нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности — это касается и законодательства, и конкуренции, и административных барьеров, и доступа к ресурсам, и налоговой политики, то есть всей институциональной среды.

Какие особенности мы видим в этом вопросе?

Во-первых, воспитание, обучение и рост самосознания самого предпринимательства.

Аморфная среда, которую сейчас гордо пытаются именовать предпринимательским сообществом и противопоставить государственной машине, трудно назвать общественным классом, способным и самим принимать самостоятельные решения, и влиять на принятие решений властью. Обучать, воспитывать на лучших практиках, объединять — это первоочередная задача общественных организаций. Становясь проправительственными объединениями и гоняясь за государственными деньгами, общественные организации на наших глазах все больше удаляются от рядовых предпринимателей. Переходят к разовым акциям вместо системной работы. Решают сиюминутные задачи в ущерб стратегической — формирования сильного предпринимательского класса.

Во-вторых, правила взаимодействия или, другими словами «кто есть кто в игре».

С кем из сидящих в зале сейчас работает власть? Кто эти знаменосцы предпринимательства? Вот мы с вами давно знакомы, работаем по многим вопросам. Но даже мы не всегда можем ответить на вопрос, в чем ваши конкурентные преимущества друг перед другом? Кто в чем профессионал и мог бы быть полезен обществу и государству?

Мы не призываем вас к картельному сговору, но когда десять человек топчутся на одном «бюджетно привлекательным» участке, то, скорее всего участок будет вытоптан, а целина так и останется не вспаханной. В рамках наших будущих соглашений мы призываем вас определиться со своей специализацией, интересами и приоритетными направлениями деятельности.

У предпринимателя должен быть выбор, но он не должен метаться между нами в поисках помощи. Давайте выстроим понятную систему зон ответственности и принятия решений. Это позволит вам наладить контроль за деятельностью государства и обратную связь с нами, а нам понять, что вы перешли от слов к делу и отвечаете за свои действия перед властью и бизнесом.

В-третьих, реорганизация существующей инфраструктуры.

Наше мнение не изменилось — существующая инфраструктура не выполняет своих функций, идейно мертва и организационно-технически отстала.

Министерство будет настаивать на пересмотре нормативной правовой базы создания и порядка функционирования Фонда по поддержке предпринимательства, гарантийного и лизингового фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.

Считаем своей задачей выстроить систему инкубирования, взращивания, проектного сопровождения малого и среднего бизнеса. Под этим понимается очень многое — нормотворчество, информирование, консультирование, финансирование, участие в бизнесе, множество других мероприятий. Главное условие — системность, простота, прозрачность и эффективность.

4. Государственная политика в области поддержки предпринимательства.

В этом вопросе есть несколько новаций.

Министерство в рамках формирования консолидированного республиканского бюджета на 2012 — 2014 годы готовит предложения по применению принципа направлений, а не постатейного распределения средств. Так Министерство считает, что на поддержку и развитие предпринимательства должны закладываться средства в процентном соотношении к доходной части бюджета. По оценке, эта сумма может составить от 1,0 до 1,5 % всех доходов. Эта норма должна быть прописана и закреплена в Законе Республике Башкортостан о предпринимательстве.

Вторым моментом является законодательное закрепление за Министерством полномочий в области оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, вносящих избыточные административные барьеры и/или дополнительные расходы предпринимателям и инвесторам. Мы ведем эту работу сентября прошлого года. За последние два месяца на официальном сайте Министерства объявлены публичные консультации по более 25 проектам. Надо отметить, что кроме органов власти, ни одна общественная организация предпринимателей, ни организация инфраструктуры, ни ТПП не ответили и не прислали своих экспертных заключений.

Сейчас готовится к подписанию многостороннее соглашение по взаимодействию между Министерством и организациями, представляющими интересы предпринимателей. Мы надеемся, что может официальное оформление наших отношений, придаст работе ваших экспертов здоровый импульс.

Третьей особенностью современной государственной политики в области предпринимательства будет фокусировка действий. Пока мы идем путем копирования лучших практик других субъектов федерации и прямого выполнения требования федеральных программ. Считаем изменить стиль управления и регулирования в сторону бОльшей вариативности. Это обозначает, что с этого года все деньги не будут расписаны до копейки по заранее заданным мероприятиям по строго определенным лимитам. Мы будем стремиться к формированию так называемого «бюджета развития», в котором будет постоянная часть на поддержание и финансирование существующей работы. Будет также значительная переменная часть, которая будет направлена на реализацию прорывных, перспективных и системных проектов в сфере поддержки предпринимательства. Думайте, предлагайте, мы готовы к диалогу.

Вот коротко о нашем видении Стратегии.

Поздравляем с Днем рождения!
Поздравляем с Днем рождения в  членов Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан!
Полный текст

Архив новостей