С 1 марта 2024 года определенные категории налогоплательщиков, обязанные представлять документы в налоговый орган в электронном виде, должны применять машиночитаемую доверенность. К ним относятся:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек;
вновь созданные, в том числе при реорганизации, организации, численность работников которых превышает 100 человек,
плательщики страховых взносов с численностью работников более 10 человек;
налогоплательщики и налоговые агенты, обязанные представлять налоговые декларации по НДС;
организации и индивидуальные предприниматели, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков.
МЧД – это электронный документ, который подтверждает полномочия лица действовать от имени организации или ИП (например, при сдаче налоговой отчетности) и имеет структурированный формат «xml».
На сегодняшний день налогоплательщики при взаимодействии с налоговыми органами Республики Башкортостан применяют более 15 тысяч МЧД.
Основные преимущества использования электронной формы доверенности:
при использовании МЧД не требуется представлять в налоговый орган доверенность на бумажном носителе, а для индивидуальных предпринимателей нет необходимости заверять бумажную доверенность у нотариуса;
процедура верификации документа происходит быстрее, что позволяет налоговому органу в более короткий срок проверить полномочия представителей налогоплательщиков, уменьшая время ожидания для заявителей;
цифровой формат доверенностей снижает риск подделки документа, что повышает надежность документов и защищает права налогоплательщиков;
благодаря автоматическому внесению данных из документа в налоговую базу, риск ошибок в доверенности минимизируется;
легкость доступа к истории документа: цифровые доверенности позволяют легко отслеживать всю историю изменений и действий, выполненных на основании доверенности.
Подробная информация об МЧД размещена на странице группы сервисов «Единое блокчейн хранилище машиночитаемых доверенностей (МЧД) - распределенный реестр ФНС России». Пользователи сервисов могут создавать МЧД в едином формате для обмена как с государственными органами, так и между хозяйствующими субъектами. Также сервисы позволяют проверить доверенности, созданные на стороннем ресурсе на соответствие форматам, утвержденным ФНС России, и загрузить их в распределенный реестр ФНС России на хранение.